Асатру: религиозный путь Севера.
Глухих Максим Александрович
Русско-Немецкий университет, г. Новосибирск
Каждая эра открывается новыми вызовами, и они не могут быть успешно решены использованием устаревших методов.
Чарльз Линдберг, 1969г.
Сегодня нам часто говорят о становлении глобальной постхристианской цивилизации, оценивая её исключительно в апокалипсических категориях пресловутого «конца истории». Адептам мировых авраамических религий, однако, нужно вспомнить простую аксиому: «Что смерть для одного, то жизнь для другого!» Феномен неоязычества концептуально проанализирован в известных работах современных французских философов Гийома Фая («Археофутуризм») и Алена де Бенуа («Как можно быть язычником»). В наши дни духовного плюрализма сторонники Европейской религиозности совершают паломничества уже не в Иерусалим и Вифлеем, а в Стоунхендж
и Экстернштайн. Вне контекста Европейской религиозности абсолютно невозможно понять творчество Джона Рональда Толкиена или Константина Васильева. Стоит добавить, что недавно наступившая эра Водолея сознательно провозглашает анахронизмом религиозный фанатизм, за века унёсший жизни миллионов во имя своего призрачного торжества.
В своем знаменитом эссе "Вотан" Карл Густав Юнг писал:
«Архетипы подобны руслам рек, которые пересыхают, когда из них уходит вода, но могут вновь наполниться водой в любое время. Архетип подобен древнему ложу реки, по которому веками бежала вода жизни, углубляя для себя канал. Чем дольше существовала река, тем вероятнее, что раньше или позже вода возвратится в старое русло. Боги и Богини Севера - архетипы того народа, к которому они принадлежат. Долгое время в русле могучей реки журчал маленький ручеек, но скоро откроются шлюзы. Шлюзы жизненных сил находятся под нашим контролем».
В этом смысле знаковым, на наш взгляд, явлением современной Европейской религиозности и стало движение «Асатру», отмечающее в этом году своё 35-летие. Появившись на родине составителя «Старшей Эдды» Снорри Стурлусона, в Исландии, оно уже в 1973г. стало там второй государственной религией. Его название обычно переводят как «вера/верность Асам», т.е. пантеону германо-скандинавских Божеств. Респектабельность вместо маргинальности – по замыслу создателей «Асатру» Йормундура Инги и Свейнбьёрна Бейнтейнссона – изначально стала визитной карточкой движения. [img]
[/img]Коренной исландец 1940 г.р., Йормундур Инги
изучал филологию и архитектуру в Дании, а христианству с юности предпочитал пантеизм, зримо воплощённый в родных исландских пейзажах.
В своём интервью для Дени Дорнуа, представляющего Информационный бюллетень Всемирного Конгресса Этнических Религий (WCER) в марте 1999 года Йормундур Инги, анализируя Европейский фольклор, заявил:
«Северная Традиция существовала всегда. Иногда трудно найти самое начало, нащупать тонкую нить, но потом вы вытягиваете и вытягиваете эту нить словно из вязаного чулка».
Краеугольным камнем Асатру является идея о том, что каждому народу присуща особая духовность, сохраняющаяся в его генофонде. Некоторые называют эту идею "метагенетической". В конечном счете"метагенетическая" идея состоит в том, что в генетическом материале любого народа закодирован его "духовный путь". Этот духовный путь, по самой своей природе, может быть "путем наименьшего сопротивления" духовному развитию каждого человека, принадлежащего к данной этнической группе
(из книги Эдреда Торссона «Северная магия»).
Германское мифологическое представление о том, что первые мужчина и женщина – Аск и Эмбла – были созданы Богами из деревьев (соответственно; из ясеня и ивы) звучит для нас сегодня более адекватно, нежели библейская версия о Еве, якобы сотворённой из адамова ребра. Языческий паритет мужского и женского начал видится нам в том, что если четверг (Donnerstag) был посвящён Богу грома Тору – Доннеру, то пятница (Freitag) была закреплена за Богиней плодородия Фреей, чьё имя значит «госпожа».
В Германской мифологии нет ничего унижающего женщину (по типу ветхозаветного «первородного греха»), что нередко толкает сегодня представительниц прекрасного пола в деструктивный, по сути, феминизм. Наоборот, Богинями Судьбы были Норны, а прекрасные Валькирии (девы битв) уносили души павших Героев в чертоги Одина/Вотана – Валгаллу.
Поскольку семейные и экологические проблемы актуальны для всех Европейцев, то неудивительно, что именно Асатру, работающее над успешным преодолением этих жизненно-важных вызовов эпохи, снискало широкую популярность не только в Америке, но и в Европе, включая сегодняшнюю Россию.
У Эдреда Торссона один из заключительных обрядов Асатру выглядит так:
«Старейшина возвращается к алтарю и, обратив лицо к Северу, говорит:
Итак, вновь завершена работа. И сердца наши открыты добрым делам, высоким целям, мудрым словам, вере своим силам, и мы всегда останемся верны клятвам, данным себе и нашему народу»!
В учредительной Декларации Всемирного Конгресса Этнических Религий (WCER), принятой в Вильнюсе 23 июня 1998г. было заявлено:
«Как Природа существует в большом разнообразии видов, так и человечество должно иметь возможность свободно развиваться не сталкиваясь друг с другом в разнообразии своих культурных выражений…Наши возрожденные языческие религии вызывают в нас чувство гордости, побуждая людей не оставаться закрытыми в стенах ненависти и ревности ко всем, которые не находятся внутри этих стен. Давайте разрушим эти стены и расширим кругозор всего человечества».
В конце концов, разве не ту же мысль озвучил ещё в XVIII веке Прусский Король Фридрих II Великий: «Пусть всякий будет счастлив по – своему»!